Договор перевозки пассажиров и багажа на автомобильном транспортном средстве
Отдел продаж:
Отдел продаж
График работы

Подключить ЭДО в логистике

ЭДО уменьшит время подписания документов в транспортной и складской логистике.

Договор перевозки пассажиров: что это

Договор перевозки пассажиров необходимо составлять любой транспортной компании, которая занимается доставкой пассажиров из пункта отправления в пункт назначения. Это касается и тех предпринимателей, которые организуют работу общественного наземного транспорта, и владельцев экскурсионных автобусов и такси, а также авиа- и железнодорожных компаний. Разберёмся, в чём заключается особенность договора на перевозку пассажиров.

Зачем нужен договор перевозки пассажиров

Назначение договора пассажирской перевозки — защитить права участников сделки, то есть транспортной компании и граждан, которые пользуются её услугами. Согласно статье 786 ГК РФ, у сторон контракта появляются следующие обязанности:

  • перевозчик должен доставить пассажира в пункт назначения;
  • если пассажир передал водителю свой багаж, то перевозчик обязуется доставить в пункт назначения и этот груз;
  • пассажир должен оплатить свой проезд и провоз багажа.

Обычно для того чтобы подтвердить заключение договора, перевозчик передаёт пассажиру билет и багажную квитанцию. Однако при перевозке граждан с помощью городского транспорта (автобусов, троллейбусов, маршруток) билеты могут не использовать.

Понятие договора перевозки пассажиров рассматривается в нескольких нормативно-правовых актах:

Документ Что регулирует
Статья 786 и статья 789 ГК РФ Общие правила перевозки пассажиров
Статья 20 закона № 259-ФЗ Порядок автомобильных перевозок
Постановление Пленума ВС РФ № 26
Статья 14 закона № 17-ФЗ Порядок железнодорожных перевозок
Статья 82 закона № 18-ФЗ
Часть IV приказа Минтранса № 82 Порядок авиаперевозок
Часть III приказа Минтранса № 140 Порядок перевозок с применением водного транспорта

В статье мы изучим порядок составления договоров на перевозку пассажиров автомобильным транспортом.

Виды договоров на перевозку пассажиров

Рассмотрим самые распространённые разновидности контрактов на перевозку пассажиров и багажа.

Договор об оказании услуг по перевозке пассажиров между юридическими лицами

Если компания хочет отвезти группу своих сотрудников на какое-нибудь мероприятие, организации нужно заключить с перевозчиком контракт на оказание услуг. В соглашении участвуют две стороны: «перевозчик» (транспортная компания) и «заказчик» (ИП или юрлицо, которому требуются транспортные услуги). Озаглавить контракт можно по-разному: «договор на оказание транспортных услуг» или «договор об оказании услуг по перевозке пассажиров».

В таком документе необходимо указать:

  • тип автомобиля, который потребуется для доставки группы;
  • необходимое количество посадочных мест в машине;
  • дату, время и место подачи транспорта;
  • общую продолжительность поездки;
  • точный маршрут поездки с указанием остановок.

Соглашение можно заключить как на одну поездку, так и на некоторый срок, в течение которого перевозчик будет предоставлять свой автомобиль и своих водителей для нужд компании-заказчика.

Публичный договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования

Городские жители регулярно пользуются услугами общественного транспорта: автобусов и троллейбусов, которые движутся по определённому маршруту согласно расписанию. Чтобы зафиксировать правила поездки, владельцы авто составляют публичный договор на перевозку пассажиров и багажа транспортным средством.

В публичном контракте не нужно указывать данные заказчика. Согласно статье 426 ГК РФ, такой документ адресован неограниченному кругу лиц: воспользоваться услугой может любой человек, который прочитает соглашение. Публичный договор перевозки приравнивается к публичной оферте, и принять предложение, которое описано в контракте, может каждый, кто оплатит проезд в транспорте перевозчика. Это действие служит подтверждением того, что гражданин согласен с условиями договора.

Договор перевозки легковым такси

Заключение договора перевозки пассажиров и багажа на такси описано в статье 31 устава автомобильного транспорта. В данном случае перевозчик и пассажир используют публичный договор фрахтования. Согласно уставу автотранспорта, оформить это соглашение можно одним из двух способов:

  1. Гражданин обращается к водителю такси и заключает контракт в устной форме, то есть просто договаривается с таксистом о маршруте и стоимости поездки.
  2. Пассажир акцептует оферту, которую перевозчик разместил в интернете: например, открывает приложение-агрегатор («Яндекс Go», «Ситимобил»), изучает условия поездки и заказывает такси.

Вместо билета и багажной квитанции пассажир такси обычно получает кассовый чек или бланк строгой отчётности со всеми обязательными реквизитами чека.

Как составить договор пассажирской перевозки

Форма договора перевозки пассажиров законом не утверждена. Однако исходя из требований Гражданского кодекса и других нормативных актов, а также с помощью анализа юридической практики можно установить, какие условия необходимо описать в этом документе.

Скачать бланки перевозочных контрактов вы можете на нашем сайте.

Публичный договор перевозки пассажиров-физлиц Договор об оказании транспортных услуг юрлицу

Предмет договора перевозки пассажиров

В общем случае в разделе «Предмет договора» необходимо указать, что транспортная компания берёт на себя обязательство перевезти заказчика по маршруту, который будет описан в документе ниже. При этом водитель будет соблюдать правила дорожного движения. В свою очередь, заказчик обязан заплатить перевозчику за его услуги.

Если заказчик — это ИП или юрлицо, которое арендует автобус для того, чтобы отвезти своих сотрудников на конференцию, экскурсию или другое мероприятие, то в этом же разделе нужно отразить информацию о том, какой именно транспорт потребуется для оказания услуги. Также необходимо указать продолжительность поездки и подробно описать её маршрут, включая все остановки.

Права и обязанности перевозчика

В обязанности перевозчика входит:

  • предоставление технически исправного транспорта;
  • если контракт заключают юрлица — предоставление транспорта, который соответствует всем требованиям заказчика;
  • предоставление квалифицированного водителя, который прошёл предрейсовый медицинский осмотр;
  • оформление транспортных документов, включая путевой лист;
  • перевозка граждан и их багажа по установленному маршруту в соответствии с расписанием;
  • обеспечение безопасности пассажиров во время поездки.

При этом транспортная компания имеет право:

  • устанавливать нормы перевозки багажа и ручной клади;
  • отказываться принимать багаж и ручную кладь, которые не соответствуют этим нормам;
  • требовать от пассажира плату за проезд.

Права и обязанности заказчика

Заказчик-юрлицо или индивидуальный предприниматель должен:

  • заранее отправить перевозчику маршрут и график поездки, а также список пассажиров;
  • следить за соблюдением порядка в салоне автомобиля;
  • оплатить услуги транспортной компании.

Пассажир-физлицо обязан:

  • своевременно оплатить проезд;
  • при необходимости оплатить провоз багажа;
  • сохранять билет и багажную квитанцию в течение всей поездки и показывать документы контролёру по запросу.

Пассажиры имеют право:

  • получить услугу, описанную в договоре: доехать до места назначения;
  • объявить ценность багажа при его сдаче для перевозки;
  • при поездке в общественном городском и пригородном транспорте — бесплатно провезти ребёнка младше семи лет.

Порядок расчётов

Стоимость проезда в публичном контракте обычно фиксированная: каждый пассажир платит одинаковую сумму вне зависимости от того, сколько остановок он проедет. Однако если городской автобус заезжает ещё и в пригород, цена билета увеличивается. Кроме того, некоторые группы лиц могут получить скидку на проезд в общественном транспорте.

Стоимость проезда в договоре между юрлицами и в контракте, который заключают таксист и его клиент, зависит от ставки водителя за час и от длительности поездки.

Стоимость провоза багажа рассчитывается отдельно. Как правило, это фиксированная сумма, одинаковая для всех.

Ответственность сторон

Ответственность перевозчика за задержку отправления. Если водитель не сможет доказать, что задержка отправления произошла не по его вине, ему придётся заплатить штраф. Размер штрафа зависит от того, каким видом транспорта воспользовался пассажир. Если из-за задержки гражданин отказался от поездки, водитель должен вернуть ему плату за проезд.

Ответственность перевозчика за утрату и повреждение багажа. Если перевозчик потерял багаж во время поездки, компания должна возместить стоимость вещей или заплатить сумму, которая равна объявленной ценности багажа. Если багаж повреждён, перевозчик заплатит пассажиру сумму, на которую понизилась стоимость вещей.

Ответственность перевозчика за причинение вреда жизни или здоровью пассажира. Транспортная компания несёт ответственность за жизнь и здоровье пассажиров во время поездки. Если в течение перевозки гражданину нанесли травму, он имеет право потребовать возмещения ущерба. Пассажиру нужно собрать доказательства того, что вред его здоровью был причинён именно во время поездки и по вине перевозчика, а не в силу форс-мажорных обстоятельств. Порядок возмещения вреда описан в главе 59 ГК РФ.

Изменение и расторжение договора

Стороны могут описать в контракте причины для изменения любого из пунктов договора. Расторжение контракта может произойти как по соглашению сторон, так и по решению суда.

Порядок разрешения споров

Сначала стороны пытаются решить все разногласия в досудебном порядке с помощью переговоров. Если эта мера не помогла, перевозчик и пассажир обращаются в Арбитражный суд того региона, в котором зарегистрирован ответчик. Регион можно сразу указать в контракте.

Быстро и легко составить договор перевозки пассажиров и багажа можно с помощью наших программ для электронного документооборота. Сервис Доки подойдёт пользователям 1С. А заполнить и отправить контрагентам электронные перевозочные документы можно с помощью модуля 1С-ЭПД для продуктов 1С.

Часто задаваемые вопросы

Согласно правилам оформления договора перевозки, пассажир платит перевозчику не за билет, а за возможность добраться на транспорте до пункта назначения и довезти свой багаж. Поэтому требовать от граждан дополнительно оплатить проездной билет и багажную квитанцию незаконно.

Если для организации перевозки транспортная компания обращается к услугам третьих лиц, она отвечает за их действия так же, как за свои. Например, если пассажир получил травму из-за того, что водитель неаккуратно вёл машину, не имеет значения, состоит ли этот водитель в штате перевозчика или сотрудничает с транспортной компанией как ИП. Перевозчик в любом случае несёт ответственность за его поступки.

Срок исковой давности договора о перевозке составляет один год. Однако исковая давность не распространяется на требование о возмещении вреда жизни или здоровью. Таким образом, если пассажир получил травму во время поездки, он может направить претензию в любое время.

Если между пассажиром и транспортной компанией возникнет спор, перевозчик может попытаться уйти от ответственности, заявив, что водитель не выдаёт пассажирам проездные билеты и багажные квитанции и потому у истца нет документов, подтверждающих его претензию. Но суд не считает отсутствие или неправильное оформление билета основанием для того, чтобы признать договор перевозки недействительным и не удовлетворять требования пассажира. Для подтверждения того, что перевозчик и пассажир заключили договор, можно использовать и другие доказательства: записи видеокамер, показания свидетелей-попутчиков.

Если суд признает, что перевозчик нарушил потребительские права пассажира, транспортная компания будет обязана заплатить штраф. Суд потребует уплаты штрафа вне зависимости от того, просил ли об этом пассажир. Размер штрафа составит 50% от суммы возмещения убытков и компенсации морального вреда.

Если гражданин оплатил проезд в общественном транспорте, а в пути автомобиль сломался, пассажир может потребовать вернуть ему деньги за билет или пересесть в другую маршрутку по этому же билету.

За потерю или повреждение багажа в дороге отвечает транспортная компания. Однако пассажир авто должен хорошо упаковать свои вещи: если багаж будет испорчен из-за отсутствия упаковки, перевозчик может избежать штрафа. Ответственность за ручную кладь несёт сам пассажир.


Не хотите разбираться?

Оставьте контактные данные, и мы вам перезвоним.

/local/templates/astral/img/form/feedback.png
Комментарии для сайта Cackle
Зарегистрируйте бизнес онлайн за 15 минут
Зарегистрировать бизнес
{{FORM-FEEDBACK1 data-uname="54" data-color-brand="aspidblue" data-display="INLINE" data-button-text="Купить в 1 клик"}}
Чтобы увидеть больше наших решений,
загляните в Каталог
autohello-finger